МБОУ "Ижемская СОШ"
село Ижма, Ижемский район, Республика Коми
  • Не забыть мне родную школу

    1963-64 учебный год, 7 класс Ижемской средней школы. Слева направо первый ряд учителя А.Н. Шиханова, А.Ф. Тырданова, А.Г. Торопов, К.И. Терентьева, Р.П. Куколыцшова, Н.И. Кирушева.

    Школьные годы... Они полностью соответствуют строчкам всем известной песни: «Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею. Как они быстро летят, их не воротишь назад. Разве они пролетят без следа. Нет!!! Не забудет никто никогда - школьные годы». Не забыть нам родную школу, куда мы бежали каждое утро, поднимались по лесенке знаний. Учителя... Их было несколько, но каждый чем-то запомнился, оставил в памяти свой след, кого-то вспоминаю часто с теплотой, кого-то чуть меньше, реже, но все они навечно остались в моей памяти.
    В 7 лет в 1955 году я поступила в Ижемскую среднюю школу. Помню, важно сходила в роно (какая смелость!) выяснить, почему я определена в нолевой класс. Мне вежливо объяснили, причина, что не посещала детский сад. Но я не жалею ничуть, что лишний год училась в школе, сумела выйти в люди, как говорят в народе.
    Моей первой учительницей была Мария Андреевна Ануфриева (мать директора Ижемского краеведческого музея Т.И. Новиковой), добрая, ласковая, красивая - такой она мне запомнилась. К сожалению, после первого года обучения ее перевели заведующей в детский сад.
     В первый класс пришла новая учительница. Она была одета в модный темный костюм с белым ажурным воротничком, особенно запомнились хромовые блестящие сапожки со скрипом, очень популярные в те времена - Ксения Ивановна Терентьева. Она принесла в класс новое вдохновение. Мы дружно прошагали по школьной тропинке с ней 7 лет. В истории Ижемской школы такие случаи единичны, когда учительница начального класса в 5 классе назначается классным руководителем. Окончив заочно пединститут, Ксения Ивановна начинает преподавать русский язык и литературу. Она с первых учебных дней пользовалась большим авторитетом. Я считаю, в младших классах учительница, в каком-то роде, заменяет мать детишкам. Доброжелательное, ласковое отношение полностью располагало меня к ней. Ее слова для меня были, как закон. С младших классов я полюбила русский язык, а с 5-го под преподаванием Ксении Ивановны знания углублялись, расширялись. Я знала биографии классиков, их произведения. Моим любимым поэтом был А.С. Пушкин. До сих пор наизусть знаю отрывки из поэмы «Евгений Онегин», стихотворения «Осень», «Зима», «Весна» и т.д. Сочинения были одним из любимых видов заданий. Употребляла в них эпитеты, сравнения, метафоры, синонимы, антонимы, эпиграфы, эпилоги, часто в стихотворной форме.
    Ксения Ивановна, как классный руководитель, много времени уделяла организации досуга учащихся во внеурочное время. Часто мы выпускали стенгазеты, здесь я научилась сочинять сатирические куплеты. Класс был активен в школьных смотрах художественной самодеятельности. Классный руководитель организовывала вечера с чаепитием, с обязательными беседами о культуре поведения или как вести себя в гостях, в общественных местах, как правильно сервировать стол и чествование именинников. Ксения Ивановна старалась воспитывать дружбу, коллективизм, хотя это непросто давалось. Класс был мальчишеский, бойкий, в течение года прибывали новички. Девочки - тихони, скромняги.
    Замена классного руководителя в связи с переездом учителя-филолога оставила глубокий след во мне. Всякие перемены действуют на психику ученика, кому в лучшую, кому в отрицательную сторону. Я очень переживала разлуку с любимой учительницей, часто плакала дома, мне не хватало ее советов, материнского тепла, доброты, ласки. Я не скажу, что Нина Васильевна Чупрова, продолжавшая учить нас русскому языку в 8 классе, учила хуже. Она прекрасно давала знания, к тому же много лет была замечательным библиотекарем в школьной библиотеке, которую я регулярно посещала. Но, наверно, из-за какого-то стресса, я до сих пор слабо знаю синтаксис, который учили в 8 классе, где поставить двоеточие, тире, точку с запятой. Подводил он меня и в педучилище. Преподаватель Анна Алексеевна Полякова всегда хвалила, восхищалась моими сочинениями, в них были хорошие вступления, заключения, но каждый раз я за содержание получала «пять», за грамотность - четыре (из-за знаков препинания). Большой авторитет Терентьевой имел место и когда я начинала первые шаги педагогического труда в родной школе. Наблюдая за мной в первые дни, учительница со стажем Павла Филимоновна Суворова задала мне вопрос - тебя не Ксения Ивановна учила? Услышав «да» он отметила, что все мои движения, жесты, мимика похожи на мою первую учительницу. Я подражала ей, сама того не зная и не замечая.
    В восьмой класс пришла новая классная руководительница Антонина Васильевна Ларионова (Горева) - математик. Я относилась к ней неплохо. За один год обучения, возможно, я не успела привыкнуть, понять ее. Мальчишки были без ума от нее, влюбились по уши: молодая, модная, часто провожали ее домой, несли по очереди сумку. Плюс ко всему я к математике относилась с холодком, не увлекали ни цифры, ни числа, ни вычисления...
    В пятом классе азы царицы наук начинала нам учить старейшая, умнейшая учительница Вера Христофоровна Фадеева. Она была очень пунктуальна, никогда не опаздывала. Уроки строила плотно, никогда не переходила разговорами на другие темы, ни одной свободной минуты. Еще в дверях, поздоровавшись, объявляла растягивая: «У-у-устный счёт» - первый этап ее урока.
    Продолжала учить математику Алевтина Федосеевна Тырданова. Молодая, привлекательная с большими выразительными глазами, с красиво уложенными волнистыми волосами. Обладала прекрасной речью, объяснения приводила четко, ясно. Она одновременно руководила учебной частью в школе - была завучем.
    Школой руководил Николай Георгиевич Шиханов, а его дочь, Аврора Николаевна, была учительницей биологии и химии. У нас преподавала анатомию, химию. На уроке всегда соответствующая атмосфера к получению знаний. Знания получали прочные, твердые. Поступающие в вузы не имели провалов, ответы были уверенные, грамотные. Приведу слова Шихановой из буклета Н.К. Хатанзейского «Светлой дорогой знаний», опубликованного к 150-летию Ижемской школы (в 1984г.): «В школу пришла в 1952 году. Классы в те годы освещались керосиновыми лампами, зимой было холодно, часто занимались в пальто. Ребята научили меня доить, копнить и сгребать сена. Мы устраивали чудесные вечера отдыха, ставили пьесы, особенно запомнился спектакль о Ломоносове - в главной роли ученик Иван Чупров. С концертами выступали не только в Ижемском клубе, но и вСизябске, Мошъюге, Мохче...».
    В первой половине 50-х годов в Ижму приезжает чета учителей Маланьиных. Лев Леонидович стал преподавать математику в старших классах. Мария Арионовна - биолог. В пятом классе у нас ботанику учила. Обаятельная, всегда подтянутая, одета со вкусом, с речью, журчащим как ручей, она вводила нас в мир флоры образным рассказом с показом всевозможных таблиц, других наглядных пособий. Никогда не повышала голос, могла увлечь любого ученика беседой о самых простейший растениях. О них она рассказывала с любовью, как о своих питомцах. До сих пор я помню названия соцветий: колос, метелка, зонтик, кисть и т.д. В 1962 году они переезжают в Сыктывкар.
    Поступив в Сыктывкарское педучилище после 8 класса, 1 сентября в расписание была включена пара уроков по анатомии. Когда учительница вошла в класс, я сразу узнала Марию Арионовну. При знакомстве она внимательно обвела взглядом учащихся и глаза остановились на мне. На первый вопрос «Что изучает анатомия?», заглянув в журнал, вызвала меня. В перерыве подошла ко мне и у нас пошел задушевный диалог об Ижме. Маланьин был назначен директором училища. Студентов, опоздавших после каникул на учебу, вызывали в дирекцию «на ковер» с объяснениями. Узнав, что студенты из Ижмы или района, Лев Леонидович говорил, что ижемцев, наверно, подвела погода или транспорт (часто самолеты прилетали не по расписанию), и не лишал стипендии.
    Начальные сведения по физике получили от Анатолия Владимировича Жебова. Молодой, не имея опыта, он очень старался заинтересовать нас. Далее физику в 7 классе преподавала Валентина Александровна Шехонина (Чупрова), тоже начинающий педагог. Молодая, энергичная. У нее были длинные волосы. На уроки она их укладывала в большой красивый узел. Валентина Александровна много сил отдавала общественной работе, была комсомолкой. Особенно запомнились вечера отдыха. Я за всю свою жизнь не видела такую задорную плясунью: небольшого роста, она лихо зажигала танцем всех присутствующих.
    В 8 классе продолжали получать знания по физике от молодого педагога Петра Ефимовича Терентьева, безумно влюбленного в свой предмет (не знаю, как думают одноклассники, я пишу свое мнение). Он старался, чтобы мы также полюбили физику, как он сам. Мы всегда с нетерпением ждали оценки за самостоятельные, проверочные, лабораторные работы. Часто они были с плюсами, минусами. Получив ученик три стремя минусами, был очень доволен, главное, не двойка. Вначале 60 годов в стране стала популярной игра КВН. Этоу игру организовывали и в сельской глубинке, в нашей Ижме, в Доме пионеров. В роли ведущего был Петр Ефимович. Вел игру интересно, с душой. Вечера отдыха с КВН запечатлелись глубоко в моей памяти.
    В 6-7 классах зоологию преподавала Римма Поликарповна Куколыцикова. Уроки сопровождались эмоциональными живыми рассказами по таблицам, картинам о рыбах, парнокопытных, безпозвоночных, землеводных и т.д. Постепенно из урока в урок мы узнавали, что фауна - интереснейший мир животных. Знания по зоологии мне очень помогли на лекциях, зачетах, экзамене при получении высшего образования в пединституте.
    С географией страны и наших соседей нас знакомила Ироида Васильевна Семяшкина. Историю - супруги Кирушевы.Надежда Ивановна, как многодетная мать, воспитывала в нас человеческие качества: честность, порядочность, справедливость, скромность, доброту. Станислав Иванович - мой кумир - учитель, директор, который принимал меня на работу в школу. Диалог начал так: «Да, быстро летит время, кажется, только что сидела за партой на моем уроке, а сейчас я слышал, что уже сменила фамилию...». Любовь к истории привил мне именно он. Я никогда не боялась контрольных, самостоятельных работ, зачетов, экзаменов по этому предмету. Всегда перед глазами стоял умнейший, один из любимых педагогов, как будто давал напутствие мне на правильный ответ. А на трудовой ниве нас много связывало по внеклассной работе. С молодости он слыл талантливым организатором детского коллектива. Многому я научилась, переняла у него, как в Ижемской средней школе, так и в коррекционной школе-интернате и сама стала неплохим организатором внеклассной работы.
    Родной язык преподавала Анна Осиповна Артеева. Мне нравилась литература на коми языке. С удовольствием прочитала роман «Кык друг» Я. Рочева, стихи поэтов И. Куратова, В. Савина, А. Ванеева, Г. Юшкова, а басню М. Лебедева «Самовар» я декламировала на конкурсе чтецов.
    Еще об одной учительнице продолжу рассказ - о Полине Ивановне Дуркиной. Она вела уроки труда для девочек. Она приучала к тому, что очень важно и нужно в жизни: шить, делать заплатки, штопать носки, вышивать, вязать крючком, от нее же мы узнали азы кулинарии. Очень полюбила шить на швейной машинке. Узнав об этом, бабушка, накопив денег, сэкономив немного, купила мне подарок - швейную машину. Она работает до сегодняшнего дня, ее существованию 50 лет. Иногда сажусь строчить на ней, это очень успокаивает нервы. Я очень благодарна Полине Ивановне, которая учила полезным вещам. Между нами сохранилась связь до сегодняшнего дня. Невзирая на возраст (на 25 лет старше меня), она изредка навещает меня, приносит рисунки вышивок, выкройки. Мы ведем задушевный разговор с воспоминаниями.
    Учителя музыки часто менялись, иногда вообще не было этого предмета. Оглядываясь назад, можно сказать, музработники в нашем селе были единицы. В 5-6 классах уроки пения вел Глеб Васильевич Семяшкин, талантливый музыкант, самодеятельный композитор. Может, я повторюсь о его деятельности, но, по-моему, о таких людях можно говорить без конца, ценить его талант и рассказывать из поколения в поколение. Он тщательно подбирал голоса в школьный хор, который славился на выездных концертах, в районных смотрах художественной самодеятельности. Он привил мне любовь к музыке.
    В старших классах музыку преподавал Марат Петрович Мяндин. Надо отметить, что каждый музыкант имеет свой почерк. Он песни подбирал более современные, подвижные, различные. Навсегда запомнилась веселая песенка «Карамба».
    Надо отметить еще, что я была большой активисткой во всех внеклассных делах, а это и сбор золы, макулатуры, металлолома, изготовление торфоперечных горшочков, участие в художественной самодеятельности. Я помню почти всех вожатых, которые руководили пионерской дружиной и вовлекали в разные полезные дела. Это Роза Семеновна Исакова, Тамара Яковлевна Романова, Вязова Валентина Федоровна. Эта работа впала мне в душу еще с детства. Может поэтому больше 20 лет работала вожатой, организатором внеклассной работы.
    ... В школу пришел первоклассник. Новый заманчивый мир открывается передним. Каждый день в школе-это приобщение к открытиям, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера. И каждый выпускник, вступающий в большую жизнь, говорит: «Спасибо, учителя! Спасибо, родная школа!».


    Ольга Шаткова, с. Ижма. Фото предоставлено автором.
     Перепечатано из газеты "Новый север" от 18.08.2010 г.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie