Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ижемская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Ижемская СОШ"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ижемская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Ижемская СОШ"
В 1984 году широко отмечалось 150-летие со дня основания Ижемской школы. К этому событию был издан буклет, в котором краевед Н.К. Хатанзейский повествует о годах становления школы. Никон Кондратьевич работает над книгой «Ижма». В 2007 году село отметило 440 лет со дня основания. В одной из глав книги отражено становление Ижемской школы.
В 1828 году состоятельный крестьянин из Ижемской слободки Прокопий Ануфриев на свои средства открыл приходскую школу, явившуюся первым сельским училищем в Коми крае. За три года он обучил чтению и письму 40 крестьянских детей. В письме на имя архангельского губернатора он просил разрешить посещать школу некоторому числу ненецких детей, крещенных в православную веру. 21 января 1834 года колокольный звон возвестил об открытии государственного училища. За парты сели 11 учеников. За большой вклад в развитие грамотности среди местного населения волостной голова Иван Вокуев удостоился золотой, а крестьянин Прокопий Ануфриев - серебряной медали. Бытует мнение, что до 1917 года в ижемских селах грамотных людей можно было сосчитать по пальцам. Однако, судя по материалам экспедиции доктора СВ. Мартынова, проводившей подворное обследование в ряде ижемских сел, грамоту знает «большинство мужского населения, а молодое поколение почти все грамотно».
Имена многих народных учителей вошли в историю края. Егор Ильич Филиппов в 1884 году с отличием окончил полный курс Ижемского двухклассового училища, а затем Тотемскую учительскую семинарию. «Он преподавал нам математику и умственный труд, - вспоминал Василий Иванович Терентьев, принимавший активное участие в развитии экономики и культуры в Ижмо-Печорском уезде. - Он не только давал хорошие знания, но и прививал нам, своим ученикам, навык мыслить. За активный педагогический труд учитель награжден медалями «За усердие» (1902 г.) и «За труды на ниве народного образования» (1907 г.). В 1905 году Филиппов принял участие в съезде учителей Архангельской губернии. В своем выступлении он ратовал за то, чтобы в селах Печорского уезда было больше школ Министерства народного образования.
Почетный гражданин села Ижма Лазарь Михайлович Артеев с глубокой признательностью поведал об Афиногене Алексеевиче Терентьеве, которого считал истинным сеятелем на ниве просвещения: «На свою скромную зарплату он выписывал книги, охотно давал их читать всем желающим. Учитель увлекался рисованием, дарил нам цветные карандаши, бумагу, которые он также покупал на свои деньги. Помню я его рассказы о великих людях России.
После окончания гражданской войны началась перестройка школьной системы. Школа переходила к обучению на родном языке, которое облегчало и ускоряло усвоение знаний учениками. Принимались меры, направленные на приближение школьного обучения к жизни. Учащиеся трудились на пришкольном участке, а с организацией колхоза помогали ему убирать урожай. Учителя принимали участие в ликвидации неграмотности среди взрослых». В 1925 году учительство Ижмо-Печорского уезда избрало делегатом на Первый всероссийский съезд Алексея Васильевича Филиппова. Он был для своего времени глубоко интеллигентным, разносторонне развитым человеком. В нардоме при свете керосиновых ламп он читал стихотворения Горького, Пушкина, играл роли во многих постановках. И в старости сохранил в себе чудесную непосредственность и душевную чистоту. В 1958 году А.В.Филиппову, первому в Печорском крае, присвоили звание заслуженного учителя школ РСФСР. В1931 году школа преобразована в семилетнюю. Больше внимания стало уделяться соединению учебы с производственным трудом, патриотическому воспитанию учащихся. «Наш учитель Ионикий Васильевич Филиппов, - вспоминал инвалид войны Филипп Николаевич Канев, - подарил нам несравненное богатство - знание прошлого страны. Он готовил нас к самому ответственному походу, имя которому жизнь. Мы с интересом слушали его рассказы о русских воинах, прославивших себя на поле брани. Подвиг прекрасен, когда совершается ради светлых целей. Этому учил он. Учил, словно предвидел, что именно нашему поколению придется защищать Родину в невиданных ещё сражениях. В трудный для Родины час Ионикий Васильевич встал в ряды его защитников и пал на поле боя. В боях с немецкими фашистами погибли учителя школы Василий Григорьевич и Трофим Савватьевич Каневы, Геннадий Михайлович Терентьев, Николай Васильевич Туисов, Василий Иванович Оплеснин. Пали в боях и многие их ученики.
В годы войны Елизавета Федоровна Никонова вместе с колхозниками выходила на луга, осенью вместе с учениками собирала колосья. Не одна она поступала так, всем учителям было нелегко. До 65 лет Елизавета Федоровна учила детей. Высоко оценен ее самоотверженный труд: она награждена орденом Ленина, звания заслуженного учителя школы Коми АССР.
В послевоенные годы в коллективе учителей большим авторитетом пользовались фронтовики Иван Федорович Ануфриев (позже его назовут главным историком района), Андрей Васильевич Семяшкин, Петр Ионович Нехорошев, впоследствии возглавивший школу-интернат в Мохче.
В 1952 году школа преобразована в среднюю, первым ее директором был фронтовик Кирилл Алексеевич Макаров. Вела уроки в школе и его жена Анна Алексеевна, славившаяся своим мастерством обучения и воспитания детей. За большой вклад, вложенный в обучение и воспитание подрастающего поколения, и активную общественную работу она награждена двумя орденами «Знак Почета», удостоена звания Почетного гражданина села Ижма. В памяти многих учителей, сотен бывших учеников - Станислав Иванович Кирушев, разнообразно одаренный человек. В годы работы директором школы он сумел создать дружный и работоспособный коллектив учителей и воспитателей. Он был компетентен во всех вопросах, которые касаются школы: и в хозяйственной деятельности, и в педагогике, и в психологии. Директор много внимания уделял развитию спорта, сам отлично играл в волейбол, баскетбол, настольный теннис, бегал на лыжах. Большим авторитетом пользовалась у учащихся и жена Станислава Ивановича Надежда Ивановна, тоже учительница. Мне казалось порой, что она учила учеников чему-то несравнимо большему, чем история. Иногда, прервав занятие, она начинала говорить, каким должен быть человек, как прекрасно быть настоящим человеком. В последние годы перед выходом на пенсию она работала на выборной должности в исполкоме райсовета народных депутатов. Много лет возглавляла школу Вера Дмитриевна Рочева. Она умело поддерживала интеллектуальную атмосферу в коллективе, что способствовало более полному раскрытию педагогического таланта многих учителей. В.Д. Рочева удостоена звания Заслуженного работника Республики Коми.
Пройдут годы, и обязательно будет написана история школы. В неё войдут и воспоминания выпускников о школе, о самых дорогих учителях, о своих друзьях товарищах.
Илью Тимофеевича Чупрова его ученики запомнили как энтузиаста деятельного отношения к жизни, воспитательной работы, активного общественника. Будучи заместителем директора по воспитательной работе, в страдную пору он более 20 лет возглавлял лагерь труда и отдыха на Бедамельских лугах. Каждое лето учащиеся убирали травы с площади 140 гектар. Учитель умело организовывал труд учащихся, а в часы отдыха - спортивные состязания, игры, рыбалку... Илья Тимофеевич постоянно избирался депутатом Ижемского сельсовета.
Более сорока лет Петр Ефимович Терентьев преподавал физику и астрономию. Он не раз становился лауреатом республиканских фестивалей, посвященных поиску нового в педагогике, в преподавании школьных предметов. В кабинете физики всегда было многолюдно: здесь педагог вместе со своими учениками «изобретал» различные приборы для занятий. Учащиеся углубляли свои теоретические знания, решали задачи посложней, заинтересовывались формулой, еще вчера казавшейся скучной и сухой. Раз в год собирались учителя физики со всех школ района впитывать опыт лучших преподавателей. П.Е. Терентьев удостоен звания заслуженного учителя школы Республики Коми.
Вся жизнь Валерии Трофимовны Речевой связана со школой. Она артистично и эмоционально рассказывала о писателях, литературу она считала неким компасом, с которым легче разобраться в волнующих вопросах современной жизни. Педагог приобщила многих своих учеников к великой русской литературе, считая, что с самого детства человек должен жить среди книг. Валерия Трофимовна не стремилась ограничить самостоятельность мальчишек и девушек, изо дня в день добивалась, чтобы эта самостоятельность проявлялась в таких делах, которые сами по себе вырабатывали бы в них чувство ответственности за свои поступки. В её классе меньше всего было озорства, легкомыслия. Ныне ветеран-педагог на пенсии, часто бывает в школе.
Передо мной письма (в прозе и стихах), адресованные Валентине Александровне Чупровой, проработавшей в школе 42 года. Её бывшие ученики поздравляют свою любимую учительницу с праздниками, юбилейными датами, вспоминают о школьных годах, и письмах они выражают благодарность своему педагогу за то, что она воспитала в них вкус к математическим занятиям, приучила вникать в самую сущность вопроса, делать логические выводы, моделировать и обобщать. Вспоминают, что для заслуженного учителя школы Коми АССР В.А. Чупровой алгебра и геометрия были отнюдь не сухими, а скорее наполненными какой-то своеобразной романтикой науками. И свою увлеченность ими, свое творческое отношение к ним она умело передавала ученикам. Клавдия Александровна Макарова - ведущий учитель математики района, ею разработана специальная программа работы с одаренными детьми. Её ученики занимают призовые места на районных олимпиадах, параллельно с учебой в Ижемской школе обучаются в очно-заочных и заочных лицеях и успешно их заканчивают. Клавдия Александровна в соавторстве с другими учителями подготовила материал по теме «Особенности изучения темы «Степенная, показательная, логарифмическая функция», которая издана республиканским лицеем при Коми государственном педагогическом институте. В соавторстве с Э.М. Братенковой ею написано учебное пособие «Задачи со степенями». Клавдия Александровна награждена Почетной грамотой Республики Коми. Учитель математики Эмилия Михайловна Братенкова имеет высшую квалификационную категорию. Она ряд лет плодотворно сотрудничает с Республиканским лицеем-интернатом для одаренных детей из сельской местности при КГПИ. Для лицеистов она написала и издала учебные пособия «Новые встречи с окружностью», «Тригонометрия». Ее ученики параллельно с учебой в Ижемской школе успешно обучаются в очно-заочном лицее при Московском государственном университете. Эмилия Михайловна - наставник молодых специалистов, принимает активное участие в разработке учебной и методической литературы по математике. Э.М. Братенкова награждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», признана победителем во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование».
Как сотни других учителей начальной школы, Галина Ивановна Ануфриева учила самому необходимому: азбуке, счету. Вместе с ними она учила той активности, той человеческой ответственности, с которой начинается гражданин. Галина Ивановна помогла каждому своему ученику полюбить школу, увидеть в ней не казенное заведение, а родной дом. Учительница неплохо разбирается в агрономии. В обогреваемой теплице, а также в домашней оранжерее она из года в год выращивает различные экзотические культуры. Смотреть, как растут эти растения, приходят дети не только из ее класса. О каждом цветочке она говорит как о живом человеке, разумном существе. Ныне Г.И. Ануфриева учит детей в классе коррекции. Дети там в силу своих физических и умственных способностей требуют особого подхода.
В памяти учеников надолго останется Тамара Константиновна Соколова, сорок лет учившая детей в начальных классах. Она отдавала детям все свое время, часто бывала у своих учеников дома. Бесценным даром учителя было её умение раскрывать красоту простых, будничных дел, она увлеченно рассказывала об Ижме, о её людях - колхозниках, строителях, работниках других профессий.
Поколение за поколением проходили через школу жители села. Каждый из них мог бы с благодарностью вспомнить о своем самом дорогом учителе. Мы назвали тех, которые десятилетиями отдавали свои знания другим. Радует, что их богатый опыт не канул в Лету, а взошел новыми всходами в труде нынешних педагогов, В районном Доме культуры на театрализованном представлении, посвященном 175-летию школы, была сценка: на пороге школы ученики с радостью встретили своего преподавателя Татьяну Александровну Братенкову. Диалог между ними состоялся на чистейшем английском языке. Обе учительницы английского языка - Татьяна Александровна Братенкова и Надежда Яковлевна Кирушева - имеют высшую квалификационную категорию. На этом представлении немало теплых слов было сказано и в адрес преподавателя коми языка Анастасии Ивановны Каневой, сорок два года работавшей в школе и награжденной Почетной грамотой Республики Коми. Родители учеников преподнесли приветственный адрес и подарок учителю истории Станиславу Васильевичу Филиппову... Осенью 2006 года в Ижемской школе сели за парты 600 учеников, обучают и воспитывают их 57 педагогов. (В 2002-2003 учебном году в 39 классах-комплектах обучалось 730 детей, работало в школе 60 учителей). Ныне учителя школы имеют больше свободы для творчества, сами составляют учебные планы и выбирают темы для классных часов. Учителя Георгий Николаевич Артеев, Татьяна Александровна Братенкова, Татьяна Ивановна Канева, Нина Владимировна Кунгина, Елена Георгиевна Пудкова, Чегодаева Александра Леонидовна, Братенкова Эмилия Михайловна, Кирушева Надежда Яковлевна, Валентина Андреевна Бучнева, Валентина Ильинична Дашук награждены значком «Почетный работник общего образования России», семь учителей удостоены звания Отличника народного образования.
Директор Елена Георгиевна Пудкова горда тем, что закончившие Ижемскую школу юноши и девушки при поступлении в высшие учебные заведения успешно конкурируют с выпускниками городских школ. Из 66 ижемских выпускников 2006 года сорок человек поступили в высшие, 24 - в средние учебные заведения.
Школа работает по плану средних общеобразовательных школ с русским (неродным) языком обучения. С марта 2006 года школа определена как опорно-методическая площадка при Коми республиканском институте развития образования по направлению «Профильное обучение».
Опишите программу развития..
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie