МБОУ "Ижемская СОШ"
село Ижма, Ижемский район, Республика Коми
  • Братенкова Эмилия Михайловна

    Братенкова Эмилия Михайловна

    (Статья Г. Гаевой в газете "Республика" от 3 апреля 2007г)
    Нацпроект «Образование» позволил разрушить миф о низком уровне подготовки сельских школьников и о том, что в глубинке мало учителей-новаторов. Грантовый конкурс в рамках проекта выявил на селе настоящих мастеров своего дела, педагогов, которые не боятся ломать устоявшиеся стереотипы и смело внедряют новые образовательные технологии на уроках. Учитель математики из Ижемской средней школы Эмилия Братенкова - одна из них. В течение года она сумела одержать две серьезные победы: минувшей осенью в числе 77 лучших учителей республики стала обладателем президентского гранта, а спустя всего четыре месяца - в феврале этого года - стала победителем республиканского конкурса «Школа-2007».
     «Продвинутая» глубинка
    В 9 «б», где Эмилия Михай¬ловна — классный руководитель, уже сейчас все настроены на поступление в вузы. «Почему именно в вузы?» - интересуюсь. «Чтобы найти себя в жизни», - серьезно отвечает один из мальчишек. Остальные одобрительно поддакивают. Вот так Братенкова и ее коллеги учат своих воспитанников брать только высокие барьеры. И ребята не подводят. Каждый год большинство выпускников ижемской школы поступают в республиканские и столичные вузы. В минувшем году из 24 выпускников 20 стали студентами высших учебных заведений. «Мне не стыдно за своих учеников! - говорит Эмилия Братенкова. - Кто утверждает, что сельские ребята слабо подготовлены, пусть покажет мне хоть одного моего плохого ученика». Для того, чтобы убедиться в этом, не нужно никаких специальных проверок – достаточно побывать в школе, на уроках Эмилии Михайловны. Сама она утверждает, что у них есть учителя намного сильнее ее, которые в этом году в рамках нацпроекта тоже подали заявки на участие в конкурсе. Но о них мы узнаем после того, как будут подведены итоги второго года нацпроекта, а сегодня наш рассказ о ней.
    Первое, что бросается в глаза, когда наблюдаешь, как Эмилия Михайловна дает урок: правильно отвечают все. Такое впечатление, что слабых в классе нет. И на задних партах никто не прячется за спины других в страхе, что его спросят. Наоборот, все усиленно тянут руки. Секрет такого непривычного благополучия начинаешь понимать с первых минут: она просто добрая. Причем это именно та доброта, которая не расслабляет, а дисциплинирует и заставляет учеников лезть вон из кожи, лишь бы еще и еще раз услышать похвалу из уст любимой учительницы. На учительском столе - ноутбук с подключенным к нему проектором. В пятом классе идет повторение пройденной темы «Перевод единиц». На экране появляются две одинаковые корзины. Сначала в одну, затем в другую запрыгивают забавные грибы с мигающими глазами. Вывод напрашивается сам собой: мелких единиц больше, чем крупных.
    - Дети, особенно в младших классах, без наглядности намного сложнее понимают материал, говорит Эмилия Михайловна. - Я раньше на доске цветными мелками рисовала. Во-первых, на это времени уходит больше, да и дети хуже понимают. А недавно я начала пользоваться программой «Power Рoint» и поняла, насколько этот способ наглядности эффективнее. Это настоящая находка для меня! Кстати, идею использования компьютерной программы мне подсказала коллега - преподавательница английского языка. Дома я делаю слайды, а на уроке показываю. Учителя наши, когда увидели, тоже загорелись желанием у себя на уроках использовать такую наглядность. Хватит, мол, жить, как в Средневековье. Сегодня Эмилия Братенкова и некоторые учителя ижемской школы на работу ходят с ноутбуками. А вы говорите: провинция!

    Неожиданное открытие
    Коллеги о Братенковой говорят: «Она постоянно ищет новые учебные технологии, интересуется всеми экспериментами, пишет методички для ребят, которые учатся в лицее при КГПИ». Как я поняла из общения с ней, она просто из тех людей, для которых остановка - смерть. Профессию она выбрала не случайно - отец тож был учителем. В начале 80-х, будучи студенткой сыктывкарского пединститута, Эмилия Михайловна приехала на практику в отдаленное село Кипиево в Ижемском районе. Директором в школе был учитель физики Николай Братенков. Между юной практиканткой и директором завязался роман.
     Отработав практику, Эмилия вернулась в Сыктывкар. Перед распределением Николай Терентьевич позвонил: «Куда тебя распределяют?» Узнав, что любимую отправляют в Вуктыл, он срочно вызвал ее к себе, и там, в Кипиево, они поженились. Замужество освободило от распределения, и после института Эмилия вернулась в школу, где проходила практику.
     Вскоре мужа пригласили работать в райком партии, и Братенковы переехали в Ижму. Когда супруги обсуждали вопрос о трудоустройстве Эмилии, она неожиданно заявила: «Куда угодно, только не в школу!» И отнюдь не потому, что не любила свою работу. Просто ее постоянно мучило чувство, что у нее ничего не получается, что она слабый учитель. Казалось, что детям неинтересно на уроках. И изменить что-то не могла, не умела.
     Устроилась на работу в райфинотдел. Там проработала ровно... полдня. В тот же день ей позвонили из районного отдела образования. «Мы вас никуда не хотим отпускать, - сказала начальник роно. - Пока вакансий в школе нет, побудете у нас запасным учителем». Предложение вызвало несказанную радость.
     «Я же потомственный учитель, - объясняет свои тогдашние настроения Эмилия Михайловна. - Себя без школы не мыслила, просто собой постоянно была недовольна и считала, что не должна занимать место, если не получается работать с огоньком. А этот звонок был как знак судьбы: значит, я все-таки нужна!»
    Ищущий да обрящет - бесспорная истина, в которой не раз убеждалась Эмилия Михайловна. Сколько раз в ее жизни острое желание новых идей и подходов осуществлялось совершенно внезапно и всегда воспринималось как чудо! Так было и на этот раз. Все перевернула встреча с интересными педагогами. В 1986 году мужа Эмилии Михайловны отправили на учебу в Высшую партийную школу в Ленинград. Расставаться на целых два года супруги не захотели и поехали в Северную столицу вместе. Там Эмилия устроилась на работу в одну из школ. Однажды для учителей математики был организован семинар по теме «Нестандартный урок», в ходе которого педагоги посетили уроки своих коллег-новаторов. «Я была потрясена, - вспоминает Эмилия Михайловна. - Тогда я поняла, что это именно то, чего мне так не хватало в работе, что я так мучительно искала. Ведь нас в институте как учили? Обязательно должен быть план и конспект урока, обозначены цели, задачи... В общем, учили строить классический урок. Я так и преподавала. Как многие учителя, пользовалась методичками, где были представлены разработки всех уроков по темам. А тут вдруг такой переворот сознания! Оказывается, урок может проходить и в форме игры, да и варианты опроса могут быть самыми разными».
     Вернувшись в Ижму, Братенкова еще 10 лет работала в роно. Эти годы стали для нее школой постижения мастерства. Будучи методистом, она ездила по школам района, посещала уроки математиков, обобщала и потом распространяла среди учителей передовой опыт преподавания.
     Плохих учеников нет
     С тех пор как Эмилия Михайловна пришла из роно работать в ижемскую школу, прошло уже 12 лет. Первый свой выпуск она сделала в 2002 году. Тогда ее выпускница Анфиса Терентьева, получившая серебряную медаль, поступила на физмат и сдала экзамен в институт на «отлично». Выпускница 2003 года Татьяна Вокуева стала победительницей республиканской олимпиады по математике и в том же году поступила в Ухтинский государственный технический университет, набрав самый высокий балл при конкурсе 14 человек на место. Сейчас большие надежды подает Лена Вожегова, которая параллельно с основной учебой занимается в заочной школе при МГУ. Вместе с Эмилией Михайловной они готовятся к поступлению в вуз.
    «Лучше, если детей берешь сразу с пятого класса, - говорит учительница, - тогда это уже твои дети, к каждому знаешь подход и вырабатываешь свой стиль работы с учеником. Пятый класс — очень ответственный возраст: тут главное не упустить ребенка, чтобы он не потерял интереса к предмету».
    Именно поэтому, когда Эмилия Михайловна бывает в других городах, в первую очередь она посещает магазины учебной литературы, покупает сборники занимательных и нестандартных задач. Задачи она потом размножает на ксероксе и раздает ученикам, а те решают их дома на досуге. На каждые две недели - по 30 задач. Каждый день ребята приносят решенные варианты, и результаты их успехов сразу же отображаются на специальном экране с их именами. Решил задачу - напротив твоего имени передвигается флажок на одно деление ближе к конечной цели. На кружковых занятиях решают те задания, с которыми никто не смог справиться самостоятельно. В конце каждого такого двухнедельного математического марафона - чествование победителей.
     «Детей обязательно надо стимулировать: хвалить, награждать за победы призами», - считает Эмилия Михайловна и каждый раз на свои деньги покупает ребятам небольшие подарки и грамоты.
    Плохих учеников у Братенковой нет, есть способные и не очень. Но те, кому сложнее осваивать материал, не отсиживаются на «Камчатке», а работают как все. Только для них - и своя доска, и свои задания. Зная повышенную стеснительность под ростков, Эмилия Михайловна не принуждает отстающих ребят отвечать наравне со всеми. Для таких у нее отдельная доска в конце класса. В начале урока те, кому предусмотрены индивидуальные задания, разворачиваются спиной ко всему классу и решают задачи на другой доске. А учительница надевает свои бифокальные очки, чтобы со своего места видеть то, что там написано. «9«г» у меня слабый, а двое - совсем слабые, так я этих двоих разворачиваю к задней доске, а с остальными занимаюсь на центральной. А в 11 классе, наоборот, только двое сильных ребят, остальные - середнячки, так сильные работают на задней доске, а остальные со мной на центральной», - рассказывает Эмилия Михайловна. Основной упор в работе со старшеклассниками она делает на решение задач повышенной сложности.
     
     Что еще нужно для счастья?
    Учителя ижемской школы не дают ученикам расслабляться: ежегодно проводятся предметные декады и внутришкольные конкурсы, ребят выдвигают на все проводимые в районе и республике олимпиады. А с 2002 года школа ежегодно принимает участие в международном конкурсе «Кенгуру». Когда мы постучались в кабинет Братенковой, там как раз ребята выполняли задания этого конкурса. Как пояснила нам Эмилия Михайловна, «Кенгуру» проводится ежегодно в один и тот же день. Школьники из сорока стран мира решают одни и те же задачи. Организует это масштабное мероприятие Санкт-Петербургский институт продуктивного образования. Участвуют в нем только желающие. Выполненнные задания сразу отправляются в Питер, откуда потом приходят результаты.
    Эмилия Михайловна показывает мне лист, на котором отображены результаты прошлого года по их школе. «Здесь указывается не только количество набранных баллов, но и определяется место по школе, по району, по региону, а также указывается процент тех, кто в республике и России выполнил задание хуже. Вот, допустим, наша Ирина Терентьева набрала 64 балла, это первое место в школе и в районе, 38 - в регионе. А 95,7 процента участников справились с заданием хуже нее. Думаю, что для сельской школы не такие уж плохие показатели», — объясняет она. Каждый год в марте-апреле Эмилия Михайловна проводит для своих выпускников предварительный ЕГЭ, своего рода репетицию. Накануне нашего приезда такой экзамен писали одиннадцатиклассники. «Справились неплохо: две пятерки, десять четверок и одиннадцать троек. И это слабый класс!» - не скрывает радости учительница.
    На мой вопрос, когда же она занимается семьей, Эмилия Михайловна смеется: «Какая семья! У нас в доме все живут работой и учебой, встречаемся только за ужином да в отпуске». Но такая жизнь супругам Братенковым нравится, и погруженность в работу отнюдь не мешает им поддерживать друг друга в трудные моменты, которых за годы совместной жизни было немало. «Я счастливый человек! - утверждает Эмилия Михайловна. - Иногда даже думаю: неужели такое может быть, за что именно мне так повезло в жизни? У меня двое сыновей, замечательный муж и любимая работа. Что еще нужно человеку для счастья?»
     Галина ГАЕВА.
    Газета «Республика» 3 апреля 2007г
               

    О себе
    Родилась 14.10.1957 г. в с. Пысса Удорского района Коми АССР.
    Мама Лыткина Александра Ивановна, телефонистка, папа Лыткин Михаил Васильевич, учитель.
    Пысскую восьмилетнюю школу закончила в 1972 году. Косланскую среднюю школу - в 1974 году. Поступила в Сыктывкарский государственный университет в 1974 году, но в декабре оставила учебу там, было очень тяжело материально и морально: сказалась слабая база средней школы. Полгода работала лаборантом в Пысской восьмилетней школе, самостоятельно занималась, устраняла пробелы в знаниях. В 1975 году поступила в Коми государственный педагогический институт, успешно проучившись и получив хорошие знания и специальность учителя математики и физики, в 1980 году закончила его. В том же году вышла замуж за Братенкова Николая Терентьевича, работавшего тогда директором Кипиевской средней школы. С августа 1980 г. по июль 1983 г. работала учителем математики в Кипиевской средней школе. С 1983 по  август 1985 г. - запасным учителем в Ижемском РОНО. С 1985 года по 1987 год муж учился в высшей партийной школе в г. Ленинграде. В это время я работала учителем школы № 161 в том же городе. С 1988 г. по 1995 год - в Ижемском РОНО методистом по кадрам, затем методистом по математике. С сентября 1995 года - учитель математики Ижемской средней школы.
     
    Мои классы.
    В 1995 году начала учить четыре пятых класса. В 1996 году взяла еще один пятый класс. 
    Выпуски: 2002 год, 2003 год, 2005 год, 2006 год, 2007 год, 2009 год, 2013 год, 2014 год, 2016 год. Сейчас учу 11 класс.
    31.08.2017

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie